Андрей Лазар (a_lazar) wrote,
Андрей Лазар
a_lazar

Category:

Иконоборчество. Духовные истоки.

(из Максим Солохин "Феномен светской культуры"):

Светскому духу душно, тесно в рамках церковной культуры, он ищет утешения вне, заставляя церковных людей увлекаться... нет, нет! не языческим! просто светским! Нечистый дух стремится сузить область церковной культуры до минимума, по мере сводя ее к нескольким застывшим формам. При этом в качестве ГЛАВНЫХ форм (пригодных для "застывания") выбираются, естественно, такие, которые с точки зрения самой церковной культуры являются третьестепенными (например, поставить свечку в храме). То, что в церковной культуре собственно является ГЛАВНЫМ, центральным по смыслу (между прочим, и почитание имени Божия), вытесняется как бы на периферию, становится уже как будто и маргинальным. Затем дьявол надевает маску ревности о благочестии и объявляет приверженность к ЭТИМ ПОДЛИННЫМ ФОРМАМ церковной культуры - идолопоклонством. Так появляется Иконоборчество.

Иконоборчество - это очень сложное понятие, это целое течение философской мысли, философский ответ лукавого на появление христианства. Иконоборчество мусульманина, протестанта, Карла Великого или Льва Исавра - это очень разные феномены. Их объединяет общая -- в принципе, правильная! - идея невыразимости Божества.

Бог НЕ может выразить Себя в формах человеческой культуры - вот последовательное выражение духа иконоборчества. Значит, все формы человеческой культуры либо от лукавого, либо есть ПЛОД ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА. Последовательно Иконоборчество выразилось в атеизме. Сама мысль о Боге - от лукавого! -- вот логика атеиста. Кстати, атеист не обязан быть материалистом, он может верить в существование "чего-то высшего". За пределами атеизма Иконоборчество не бывает последовательным. Для каких-то форм церковной культуры делается исключение, они все-таки почитаются откровением Божества. Это и понятно: ведь самая вера в Бога уже есть культурный феномен, потому Иконоборец вынужден делать какие-то исключения, чтобы не стать атеистом!

Далее Иконоборчество делится на два течения, в зависимости от того, как понимается источник тех форм церковной культуры, которые НЕ признаются Боговдохновенными. Откуда они берутся, если не от Бога?

Восточное византийское Иконоборчество, идущее от Императора Льва Исавра (начало VIII века), считало Иконопочитание делом ДЬЯВОЛЬСКИМ, прямо языческим. Это решительное отрицание икон НЕ БЫЛО гуманистическим движением в собственном смысле этого слова. Здесь мысль развивается в рамках античного, религиозного круга понятий. Лев Исавр выступал как поборник христианского благочестия, якобы замутненного иконопочитанием. Между тем, дух иконоборчества был духом именно светским, антицерковным. Византийские иконоборцы стремились уничтожить монашество, вообще преследовали всякое почитание святынь, одновременно насаждая в Империи дух светскости, стараясь обратить подданных от "мистики" к интересам мира сего. То есть, светский дух византийского иконоборчества не соответствовал его религиозно-мистической оболочке. Это движение было все-таки лицемерным, что и предопределило его непоследовательность и в конечном итоге поражение. (Хотя Империя стремилась уничтожить иконопочитание на протяжении целого столетия!) Иное дело -- на Западе...

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments